Аналитическая записка
о результатах оценки эффективности предоставленных налоговых расходов Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района за 2020 год
Оценка эффективности налоговых расходов проводится в соответствии с основными положениями постановления Правительства РФ от 22.06.2019 года №796 «Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и постановления Правительства Белгородской области от 5 ноября 2019 года №468-пп «Об утверждении Перечня налоговых расходов Белгородской области и оценки налоговых расходов Белгородской области».
Оценка эффективности налоговых расходов проводится в целях минимизации риска предоставления неэффективных налоговых расходов. Результаты оценки используются при формировании проекта муниципального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Информация о потерях бюджета Стрелецкого сельского поселения по причине предоставления налоговых льгот представлена в приложении №1.
В зависимости от целевой категории определены основные виды налоговых расходов на территории Стрелецкого сельского поселения: социальные, технические и стимулирующие.
В 2020 году на территории Стрелецкого сельского поселения предоставлялись следующие льготы:
По земельному налогу.
Решение земского собрания Стрелецкого сельского поселения от 11.11.2019 № 4 "Об установлении на территории Стрелецкого сельского поселения муниципального района "Красногвардейский район" Белгородской области земельного налога " (далее – решение о земельном налоге) налоговые льготы по земельному налогу установлены для следующих категорий налогоплательщиков.
В соответствии с решением о земельном налоге к социальным налоговым расходам относятся следующие льготы:
1) Освобождение от уплаты налога в размере 100% в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства, а также дачного хозяйства:
- Участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ;
-Инвалиды I и II групп инвалидности;
-Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах Гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
-Военнослужащие граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более. Членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел потерявших кормильца при исполнении служебных обязанностей;
-Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда и полных кавалеров орденов Славы, трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»,
- Инвалиды с детства;
- Семьи, воспитывающие детей инвалидов и семей, где есть родители инвалиды;
-Ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
-Физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей;
- Многодетные родители, организовавших крестьянские (фермерские) хозяйства;
2) Освобождение от уплаты земельного налога в размере 25% от начисленного налога:
- Физические лица, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года;
К техническим налоговым расходам относятся следующие льготы:
в размере 100% от суммы налога налогоплательщикам, финансируемым за счет средств бюджетов различных уровней
1) Освобождение от уплаты земельного налога в размере 100% от начисленного налога:
- Областные и муниципальные автономные, казенные и бюджетные учреждения, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий регионального и/или муниципального значения, а также лесов, не входящих в состав государственного лесного фонда, в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и (или) занятых лесами, не входящими в состав государственного лесного фонда
К стимулирующим налоговым расходам относятся следующие льготы:
- Хозяйствующие субъекты, реализующие инвестиционные проекты по строительству, реконструкции или эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, криогенных автомобильных заправочных станций сжиженного природного газа, метановых автозаправочных станций
1. Оценка эффективности социальных налоговых расходов Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района
1.1 Оценка целесообразности социальных налоговых расходов
-
-
- Соответствие социальных налоговых расходов целям и задачам муниципальных программ или целям социально-экономической политики:
-
Налоговый расход |
Наименование документа стратегического планирования |
Цели предоставления налоговых льгот |
1) Освобождение от уплаты земельного налога (льгота в размере 100%): - Участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ; -Инвалиды I и II групп инвалидности; -Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах Гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; -Военнослужащие граждане, уволенные с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы двадцать лет и более. Членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел потерявших кормильца при исполнении служебных обязанностей; -Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда и полных кавалеров орденов Славы, трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», - Инвалиды с детства; - Семьи, воспитывающие детей инвалидов и семей, где есть родители инвалиды; -Ветераны и инвалиды ВОВ, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; -Физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей; - Многодетные родители, организовавших крестьянские (фермерские) хозяйства |
Непрограммная деятельность |
Социальная поддержка населения, повышение качества жизни |
2) Освобождение от уплаты земельного налога (льгота в размере 25% от начисленного налога): - Физические лица, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года |
Непрограммная деятельность |
Социальная поддержка населения, повышение качества жизни |
1.1.2 Востребованность социальных налоговых расходов:
По физическим лицам льготы, определяемые социальными налоговыми расходами, предоставляются в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога отдельным категориям налогоплательщиков, относящимся к социально незащищенным группам населения.
Согласно данным приложения №1 (здесь и далее цифровые значения для анализа берутся из данного приложения) общий объем налогового расхода по земельному налогу за 2020 год, предоставленной данной категории физических лиц, составил 94,0 тыс. рублей, или 63,5% к уровню 2019 года. Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате физическими лицами, составляет 15,4%.
Количество льготников составило 227 человек, или 69,8% к уровню 2019 года. Доля в общем количестве налогоплательщиков составляет 17,0%.
1.1.3 Отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов:
Социальные налоговые расходы не носят экономического характера и не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики как Стрелецкого сельского поселения, так и Красногвардейского муниципального района в целом, и их эффективность определяется социальной значимостью.
-
- Оценка результативности социальных налоговых расходов
Оценка результативности производится на основании влияния налогового расхода на результаты реализации соответствующей муниципальной программы (ее структурных элементов), либо достижение иных целей социально-экономической политики публично-правового образования, не отнесенных к действующим муниципальным программам и включает оценку социальной, экономической или бюджетной эффективности налогового расхода.
Целью социального налогового расхода является социальная поддержка незащищенных групп населения.
Применение налогового расхода способствуют снижению налогового бремени населения, повышению уровня доходов и качества жизни граждан, социальной защищенности населения, снижению социального неравенства, что соответствует направлению социально-экономической политики муниципального образования.
В отношении социальных налоговых расходов по физическим лицам:
В результате действия налогового расхода одним физическим лицом, относящимся к категории социально незащищенного населения, применившим налоговую льготу по земельному налогу, получен дополнительный доход в среднем:
- за 2020 год – 0,41 тыс. рублей
- за 2019 год – 0,45 тыс. рублей.
В связи этим, действие налогового расхода способствует достижению установленных целей социально-экономической политики муниципального образования посредством повышения доходов населения, что свидетельствует о его положительной результативности.
При применении, в качестве альтернативных механизмов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, выплаты социально-незащищенным гражданам или организациям субсидий по уплате земельного налога, следует учитывать возникающие расходы организационно-административного характера (расходы на выплату заработной платы работникам, осуществляющим выдачу субсидий, организацию рабочих мест и т.д.), которые будут осуществляться за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления, предоставляя льготу по уплате налога, избегают затрат по его администрированию, т.к. вся затратная сторона ее администрирования ложиться на налоговые органы, финансируемые за счет иного уровня бюджета.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что применение иных механизмов достижения целей социально-экономического развития муниципального образования является более затратным и экономически не выгодным.
Выводы по результатам оценки эффективности социальных налоговых расходов Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района
Налоговые расходы носят социальный характер, направлены на поддержку социально незащищенных групп населения, отвечают общественным интересам, соответствуют задачам Стратегии социально-экономического развития Красногвардейского муниципального района до 2030 года, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования.
Таким образом, социальные налоговые расходы, предоставляемые отдельным категориям граждан и хозяйствующим субъектам, признаются эффективными и не требующими отмены. Чтобы не допустить в дальнейшем снижения уровня доходов у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.
2. Оценка эффективности технических налоговых расходов Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района
2.1 Оценка целесообразности технических налоговых расходов
2.1.1 Соответствие технических налоговых расходов целям и задачам муниципальных программ или целям социально-экономической политики:
Налоговый расход |
Наименование документа стратегического планирования |
Цель документа стратегического планирования |
Освобождение от уплаты земельного налога (льгота в размере 100% от начисленного налога): - Областные и муниципальные автономные, казенные и бюджетные учреждения, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий регионального и/или муниципального значения, а также лесов, не входящих в состав государственного лесного фонда, в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения и (или) занятых лесами, не входящими в состав государственного лесного фонда |
Непрограммная деятельность |
Создание условий для обеспечения охраны, содержания и использование особо охраняемых природных территорий |
2.1.2 Востребованность технических налоговых расходов:
По юридическим лицам в 2020 году льготой по уплате земельного налога пользовалось Областное государственное специализированное автономное учреждение «Лесопожарный центр» (ОГСАУ «Лесопожарный центр»), финансируемые за счет средств бюджетов различных уровней.
Общий объем налогового расхода за 2020 год по данному учреждению составил 0 рублей (в связи с переплатой в прошлые периоды). Доля налогового расхода в общей величине налога, предъявленного к уплате юридическими лицами, составляет 0,0%.
Доля в общем количестве налогоплательщиков составляет 6,3%.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о востребованности данной льготы.
2.1.3 Отсутствие значимых отрицательных внешних эффектов:
Технические налоговые расходы призваны оптимизировать встречные бюджетные финансовые потоки. Иными словами при предоставлении льготы бюджет не получает доход в виде налогов, но и не несет расходы по финансированию хозяйствующих субъектов на величину этих налогов. Технические налоговые расходы не оказывают отрицательного влияния на показатели достижения целей социально-экономической политики как Стрелецкого сельского поселения, так и Красногвардейского муниципального района в целом.
2.2 Оценка результативности технических налоговых расходов
Руководствуясь постановлением Правительства Белгородской области от 25 июля 2011 года № 272-пп «О регулировании отношении в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесных насаждений на землях сельскохозяйственного назначения и иных категорий земель, не входящих в государственный лесной фонд» в постоянно (бессрочное) пользование Областное государственное специализированное автономное учреждение «Лесопожарный центр» (ОГСАУ «Лесопожарный центр») были переданы земельные участки, занятые лесами, ранее находившимися в пользовании сельскохозяйственных организаций.
Учитывая вышеизложенное, в целях недопущения чрезмерных затрат ОГСАУ «Лесопожарный центр» в виде уплаты земельного налога за указанные земельные участки принята данная льгота.
Выводы по результатам оценки эффективности технических налоговых расходов Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района
Целью применения технических налоговых расходов является оптимизация встречных бюджетных финансовых потоков.
Технические налоговые расходы соответствуют задачам Стратегии социально-экономического развития Красногвардейского муниципального района до 2030 года, являются востребованными, не несут в себе значимых отрицательных внешних эффектов в отношении экономического развития муниципального образования, имеют положительные индикаторы социальной и экономической эффективности.
3. Оценка эффективности стимулирующих налоговых расходов Стрелецкого сельского поселения Красногвардейского района
3.1 Оценка целесообразности стимулирующих налоговых расходов
3.1.1 Соответствие стимулирующих налоговых расходов целям и задачам муниципальных программ или целям социально-экономической политики:
Налоговый расход |
Наименование документа стратегического планирования |
Цель документа стратегического планирования |
Освобождение от уплаты земельного налога (льгота в размере 50% от действующих налоговых ставок, на срок 3 года со дня начала реализации соответствующего инвестиционного проекта): - Хозяйствующие субъекты, реализующие инвестиционные проекты по строительству, реконструкции или эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, криогенных автомобильных заправочных станций сжиженного природного газа, метановых автозаправочных станций |
Непрограммная деятельность |
Поддержка экономики, малого и среднего предпринимательства |
3.1.2 Востребованность стимулирующих налоговых расходов:
В 2020 году стимулирующая льгота по земельному налогу предоставлена ООО «Газпром газомоторное топливо», реализующим инвестиционный проект по строительству, реконструкции или эксплуатации автомобильных заправочных станций, в размере 50% от действующих налоговых ставок, на срок 3 года со дня начала реализации соответствующего инвестиционного проекта.
В 2020 году не воспользовались правом на получение налоговой льготы, так как земельные участки не оформлены в собственность, однако необходимо сохранить данную льготу вдальнейшем для реализации мер по стимулированию приобретения газомоторных транспортных средств и переоборудования автомобилей.
3.1.3 Отсутствие значимых отрица